СТАТЬИ

Конъюнктивит, вызванный COVID-19

Laird Harrison

15 мая 2020 года

Вирус COVID-19, по мнению исследователей, может вызывать глазные осложнения, такие как конъюнктивит, хотя и не обязательно на ранних стадиях заболевания.

С помощью метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) в клинике была обнаружена РНК SARS-CoV-2 в мазках из носоглотки пациента. В результате врачи направили его в изолятор, предназначенный для подтвержденных случаев COVID-19 в третьей Народной больнице Шэньчжэня.

Образцы, взятые из глаз пациента, страдающего конъюнктивитом через 13 дней после начала болезни, дали положительный результат на SARS-CoV-2 (коронавирус, вызывающий COVID-19), написал Лу Чен из глазной больницы Шэньчжэня в Шэньчжэне (Китай). Доктор Чен и его коллеги опубликовали свои выводы в Британском журнале офтальмологии.

Исследователи сказали, что наблюдения показывают, что вирус может распространяться из конъюнктивы, но добавив, что конъюнктива может не быть идеальным местом для отбора проб для ранних диагностических тестов на вирус.

Пациент, 30-летний мужчина, был доставлен в местную больницу с диареей и болью в горле 4 февраля 2020 года. Он сообщил, что находился в контакте с кем-то, у кого был диагностирован COVID-19 с 28 по 30 января, и впервые испытал свои собственные симптомы 3 января.

В изоляторе врачи проверили больного на другие вирусные респираторные патогенные микроорганизмы, но не нашли ни одного. Все жизненные показатели, за исключением температуры тела (37,3°C) у пациента были в пределах нормы.

Больному назначили умифеновир, лопинавир и ритонавир, а также проводили симптоматическое лечение. Постепенно боль в горле и понос пациента утихли, но на 13-й день болезни он сообщил о покраснении, ощущении инородного тела и слезотечении в обоих глазах.

На правом глазу острота зрения с наилучшей коррекцией составила по шкале LogMar 0,10, в левом-0,05. При исследовании на щелевой лампе определялись двусторонняя умеренная конъюнктивальная инъекция, водянистые выделения, нижние пальпебральные конъюнктивальные фолликулы, но без субконъюнктивального кровоизлияния, псевдомембран, поражений роговицы или воспаления в передней камере.

Исследование глазного дна и ультраструктуры макулы с помощью оптической когерентной томографии не выявили ничего примечательного. Обычные бактериальные и грибковые культуры были отрицательными.

На 14-й день болезни у пациента без местной анестезии брали мазок из нижнего свода конъюнктивы каждого глаза и идентифицировали РНК SARS-CoV-2 с помощью ПЦР. Исследование указывает на умеренное количество вируса в мазках конъюнктивы, но значительно меньше, чем в образцах носоглотки мокроты. Врачи назначили глазные капли Рибавирин четыре раза в день и продолжили наблюдение под щелевой лампой.

На 15-й день болезни глазные симптомы пациента начали разрешаться, и к 19-му дню он сказал, что они исчезли. Исследование на щелевой лампе подтвердило уменьшение как двусторонней конъюнктивальной инъекции, так и фолликулов на нижней пальпебральной конъюнктиве.

«Отчет об этом случае подчеркивает необходимость дальнейшего изучения полного спектра, продолжительности и естественного анамнеза глазных осложнений, связанных с инфекцией SARS-CoV-2, чтобы подобрать лечение и вырабарывать меры предосторожности», - пишут исследователи.

Ретроспективный анализ образцов конъюнктивы показал наличие РНК SARS-CoV-2 в одном из 30 образцов. Но исследователи не смогли найти никаких предыдущих сообщений о SARS-CoV-2, связанных с конъюнктивитом у человека.

"Тот факт, что у нашего пациента развился острый вирусный конъюнктивит с положительными тестами SARS-CoV-2 в образцах конъюнктивальных мазков, показал, что SARS-CoV-2 действительно может вызвать глазные осложнения, но не обязательно на ранней стадии заболевания”, - заключили исследователи.